17 окт. 2023 г.

И пусть пуэр подождет: нагружаем психику правильно!

А вы как думали? Даже к нагрузкам в спортзале надо подходить с умом, а когда дело касается психики и работы мозга, то тут надо дважды подумать "КАК?"

Помните, в первом посте проекта было определение слова "порядок"? И среди прочих значений была "последовательность". Иначе говоря "В каком порядке выполнять дела".



Как вы уже догадались, сегодня будет материал "на подумать". Постараюсь написать коротко. Наша психика устроена так, что если ей неправильно предложить выполнять дела, она может психануть, а вы получить рассеянность внимания, прокрастинацию, снижение результативности и вообще впасть в ступор. Да и вот это вот "делать в последний момент, когда хвост горит" - это тоже ее проделки.

Что ж нам делать с такой капризной царевной? Понять и простить :))). Если нам предложить выполнять каждое дело последовательно, то это самое лучшее. Сделал дело - получай следующее. Как ни странно, так мы меньше устаем, а наша психика чувствует себя отлично! Возможно, вам удалось это почувствовать, выполняя короткие задания (спонтанные). К этому маленькому делу не планировалось что-то добавлять. Сделал и все! Но у кого-то дела пошли паровозиком, цепляясь за сделанное :). Это и была та самая последовательность.

Если нам дать задание, а потом в процессе подбросить еще два, то производительность резко снижается. И вовсе не потому, что вы занимаетесь всеми делами сразу. Просто часть мыслительной энергии занята двумя предстоящим делам. Они сидят в памяти, частично занимая наш мозговой процессор. И хоть нам кажется, что мы о них не думаем и сосредоточены на одном выполняемом деле, то это только кажется. Это было установлено во время экспериментов. Да и полагаю, каждому знакомо чувство угнетающего давления хвостов и висяков всех мастей, невыполненных обязательств и обещаний. Мозг совершает массу операций, которые мы не отслеживаем. А если у вас "в памяти" куча дел, то это прилично обесточивает и отбивает желание работать. При попытке расставить приоритеты, совмещение и прочее - еще расход энергии и перегруженный канал внутренней памяти. В таких случаях наш мозговой комп зависает, а мы начинаем активно прокрастинировать.

Самый лучший способ сохранять производительность и успевать больше - вытряхивать все из головы на бумагу. У вас много дел на сегодня? По работе или бытовых - выпишите их на лист с самого утра. Мозг считает, что это зафиксированно, и не будет занимать память. Конечно, это не значит, что вы их забудете :))) Но ваш мозг посчитает, что их нет необходимости держать в уме.

Делать это лучше в краткой форме. Более того, хорошо, если это будет глагол в начальной форме (инфинитив), обозначающий первое действие. Например, если нужно убрать постель, можно написать "заправить одеяло". Звучит немного глупо, но это просто потому, что это очень непродолжительное дело. Если дело более сложное, многошаговое, то первый записанный шаг позволяет начать выполнять дело незамедлительно. К тому же первый маленький шаг снижает стрессовость, создает ощущение, что это быстро, просто, не требует "собраться с силами и мыслями". Когда я читаю, что мне надо разобрать кухню, меня немного потряхивает от объема (ага, полтора суток без воды). Но когда читаю, что надо собрать тарелки со стола и отнести их на кухню в посудомойку, мне уже "не так страшно" :)))). Это как маленькое дело на 15 минут: оно "цепляет" за собой паровозом еще кучку, и нам кажется, что мы это сделали очень быстро, ничуть не устали и даже порадовались за себя :))).

Это теория, хотя эмпирически уже доказана и описана в разных книгах. Но мы проверим все сами! И это наше задание на предстоящие пару недель :). Мы за предыдущие пару недель успели "поиграть" с 15-минутными делами. Теперь новые эксперименты! :)))

Попробуйте выписывать дела дня сегодняшнего, чтобы не занимать память. Пусть под рукой будет планинг или просто блокнот, тетрадь. Если в течении дня приходят новые задания, сразу записывайте их на отдельную страницу. Во время перерыва просматривайте записи, внося коррективы. Все дела, занимающие 15 минут и меньше - на отдельную страницу. Если вы почувствовали, что начинаете выбывать из графика, скатываясь в прокрастинацию, если чувствуете, что нужен пинок - сделайте одно маленькое дело из того списка. Если списка "мини-дел" нет - спонтанно любое!

Ну и попробуйте список с глаголом и первым шагом. Просто сделайте так, как привычно, и так, как я описывала выше. И сравните. Думаю, что на эти эксперименты надо пустить пару недель, чтобы прочувствовать на разных делах, чтобы сформировать свое мнение об этом. Мне очень интересно, как у нас получится!

Не забывайте добавлять свои посты с отчетами в мистер линки.

16 комментариев:

  1. Наташа, прямо всё, как я чувствую! И дела выписываю, чтобы голова была свободна (даже вчера об этом написала), и пишу не большие задачи ,а разбор кухни разбиваю на шкафы/ящики и другие составляющие)) И да, пишу дела, начиная с инфинитивов)) Интересно про прокрастинацию и маленькое дело на 15 минут - попробую!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тему больших дел я еще не затронула, просто не хотелось все в кучу :)))

      Удалить
  2. Да, это работает! Напишу скоро, я как раз на днях такое-такое!!! дело заканчиваю!!! Сама в шоке. 15-минутки тянут за собой целый состав с цистернами и контейнерами. Но это, конечно, когда есть на это время.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, ну так все можно сочетать, не зацикливаясь на одной технике! Я сейчас так наэкспериментировалась, что аж ноги устали :))))) Но я довольна аки слон :))) Главное для меня сейчас - не забывать писать отчеты :)))

      Удалить
  3. Наташа,про паровозик точно так!
    И также выписываю дела на день,а всю весну записывала ,что сделала в течение дня.
    Я морозильник осилила и такая довольная))
    Мой предыдущий отчёт утром завтра выйдет.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. :))) Не забудь его в мистер линки добавить :)

      Удалить
  4. Я опять всё пропустила, но прочитала с удовольствием :) Когда-то, когда у меня только родилась Катеринка, я плотно сидела на системе Flylady (адаптировав её по себя), и с тех пор особенно люблю их пятнадцатиминутки. Каждый день уделяю 15 минут тому самому сложному и большому делу, которое больше всего пугает... и потихонечку от него ничего не остаётся. Идеально!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Эта система мне тоже нравится :) Я до сих пор на нее подписана, порой интересно заглянуть в эти мини-задания :)))

      Удалить
  5. Наташа, попробую разложить дела по заданиям, а то я никак из летней "расслабленности" выйти не могу. Напишу, если получится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лето в этом году длинное получилось :) У нас до сих пор отопления нет, т.к. выше нормы температура.

      Удалить
  6. Часто пишу список дел, что взять, отвезти, купить итд. Психина - на самом деле капризная штука, Наталия. Но я обычно делаю то что необходимо сразу, не откладывая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня часто в необходимом целый список. Вот вчера на меня свалилась половина мешка огурцов, надо закатать. А это не не 15 минут. И даже не час... Сижу думаю, куда его втиснуть...

      Удалить
  7. Выписывать список дел на бумагу - обычное дело у нас. Особенно в начале учебного... Даже название этому списку придумали шуточное: "Список ДОБРЫХ дел". Так потом здорово, когда в списке для наглядности вычеркивается уже сделанное. Вот реально легче на душе становится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галина, вот и я очень люблю это чувство, когда смотришь на вычеркнутые дела :) Прям такой всплеск энергии! И спинка ровнее сразу :))))

      Удалить
  8. Может быть это и объясняет мою многопроцессность, делаю в каждом проекте по немногу, условную норму, а вязание только одной большой вещи "пугает" мозг и потому идет медленнее, интересно))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На самом деле очень интересно. Я когда свои анализирую, то столько моментов на подумать и попробовать по-другому.

      Удалить

Расчитать биоритмы человека онлайн